Все статьи

ЖИВИТЕ ИГРАЯ!

ЖИЗНЬ БЕЗ СТРЕССА. ПОЗИЦИЯ АКТЁРА.

Весь мир - театр, мы все - актеры поневоле,
Всесильная Судьба распределяет роли,
И небеса следят за нашею игрой!
Пьер де Ронсар

Что такое состояние игры.

Когда смотришь хороший спектакль в исполнении хороших актёров, поневоле так втягиваешься в действие, что забываешь, что это всего лишь представление. Актёр способен преподнести действие так, что в него начинаешь верить. Он передаёт в зал подлинную эмоцию, которую зрители поневоле воспринимают. Поэтому лица зрителей до спектакля и после него разительно отличаются. А актёры после того как душили друг друга, целовали или издевались спокойно переодеваются и отдыхают. Почему мы так не можем в жизни? Сначала наорать на кого-то, а потом, как ни в чём не бывало пойти пить чай и рассказывать анекдоты... Не можем мы к серьёзным вещам относится беспристрастно. Потому что это ОЧЕНЬ СЕРЬЁЗНЫЕ ВЕЩИ - женитьба, развод, увольнение, приём на работу, юбилей или поездка за границу. А вот если это не наши, а чужие женитьба, юбилей, увольнение, то непонятно нам их волнения и стрессы.  Они кажутся нам чрезмерными и излишними. Потому что для нас они НЕ СЕРЬЁЗНЫ. Получается, если относится к СЕРЪЁЗНЫМ ВЕЩАМ как к ОБЫЧНЫМ, то переживаний не будет. Нет, если вам нравится переживать, переживайте, пейте валидол, падайте в обморок. Только надо спросить себя вначале - почему мне хочется переживать? Может это переживания на публику? Чтобы все окружающие ахали - «ах она бедняжка!», «ну  надо же такому случится!». Так можно же просто красиво изобразить страдание и сэкономить на валидоле! Эффект можно произвести даже сильнее.

Теперь поговорим о серъёзных вещах.  СЕРЪЁЗНЫЕ ВЕЩИ потому и серъёзные, что чреваты СЕРЪЁЗНЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ. Последние на самом деле тоже СЕРЪЁЗНЫЕ сугубо для нас и сугубо в данный момент. Если хорошенько разобраться, то смертельно-серъёзного вообще нет ничего. Любую ситуацию можно взять под контроль. Как только это происходит, ситуация перестаёт быть ОЧЕНЬ СЕРЪЁЗНОЙ, стресс и волнение куда-то улетучиваются. Как осуществить этот самый контроль?! Сказать легко, сделать то как?! Мысленно переведите ситуацию в игру, поймите в ней свою роль и вперёд! Разве в обычной жизни мы не одеваем на себя маски и не играем в них - дома одна маска, на встрече с одноклассниками - другая, на работе - третья... Так же и все остальные. Иногда, когда мы видим человека в другой обстановке, мы не узнаём его - надо же, это же наш злобный шеф! Он просто переменил маску, так же как и все. Так раз уж мы меняем маски, почему не делать это осознанно? Что мешает в любую минуту осознать, какую сейчас ты играешь роль? ИГРАЮТ ВСЕ. Потому что обстоятельства вынуждают играть. Если человек это осознаёт, он становится абсолютно защищён от любых манипуляций, его трудно запугать и вообще вывести из себя. Потому что манипулятор ИГРАЕТ, любой другой игрок это видит. Актёр же на сцене, чтобы сиграть достоверно, должен произвести обратную задачу - сам поверить в обстоятельства своего героя. Если это получается, то роль удаётся. Фаина Раневская говорила:"Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно."


Как сохранять контроль над ситуацией.

Запомните простые секреты контроля над СЕРЪЁЗНОЙ ситуацией:

1. Перестаньте видеть её СЕРЪЁЗНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. Любая ситуация - это ситуация из которой есть выход.

2. Отнеситесь к ситуации как к ИГРЕ.

3. Представьте других участников ситуации ИГРОКАМИ.

4.  Играйте свою РОЛЬ.

Как этому научиться.

Чтобы применить оружие в бою, надо научиться владеть им в мирной жизни. Поэтому развлекайте себя тренировками время от времени. Главное регулярность, чтобы не потерять форму. Тренировкой актёра в повседневной жизни можно заниматься где угодно и когда угодно. Рекомендуется пользоваться 3-мя видами упражнений.

1 Вид упражнений. Взгляд на себя со стороны, самоконтроль.

А. Самый простой вариант самоконтроля - контроль за телом. Время от времени контролируйте свою осанку, напряжение мышц, ровность и глубину дыхания, походку, положение головы.

Б. Меняйте привычные движения на непривычные и проверяйте, как работает тело в новых условиях. Очень полезно правшам пробовать работать левой рукой (левшам соответственно правой). Например, пользуйтесь мышкой в левой руке, держите зубную щётку в левой руке и т.д. Можно обычные движения совершать медленно и плавно. Это заставит вас контролировать ваши механические движения, следить за собой.

В. Если у вас есть персонаж, на которого вы хотите походить, представляйте себя им. Старайтесь говорить как он, двигаться как он. Незнакомые люди не заметят  в вас перемены. Но вы будете совсем другим человеком. После этого вспоминайте, как вы себя ощущали. Это и полезно и интересно.

2 Вид упражнений. Наблюдение за людьми.

Как уже выше говорилось, каждый человек, в зависимости от обстоятельств в которых он находится, носит маску. Роль, которую он играет в данный момент, принуждает его к этому. Удобно наблюдать за незнакомыми людьми на улице, в транспорте, на вокзале, кафе, театре и т.д. По поведению человека (его маске) можно многое о нём понять. Вот идёт парень с девушкой. Можно понять, хочет он ей понравиться или он с ней в ссоре, знакомы они давно или недавно. Дедушка сидит на скамейке. Попробуйте понять по его одежде, взгляду, движениям его состояние - одинок ли он, болен ли, любит ли выпить и т.д. Попробуйте разгадать человека, который сидит напротив вас в электричке (в очереди в поликлинике и т.д.). Каков его возраст, семейное положение, род занятий, характер? Каким был человек в 5 лет?  Как выглядит эта женщина без макияжа? Такие наблюдения помогут лучше понимать людей. Чем лучше разбираешься в людях и понимаешь их, тем легче с ними общаться в любых ситуациях, подбирать нужную маску для общения.

3 Вид упражнений. Перемена собственной маски на людях.

Эксперименты на взаимодействие лучше всего проводить с незнакомыми людьми. Знакомые могут подумать, что у вас не все дома - они-то уже привыкли к вашим обычным маскам. При общении с незнакомым человеком пробуйте поменять вашу обычную маску на необычную. Например, начните заикаться или говорить и двигаться медленно, прихрамывать или дергать головой. Такие особенности поведения можете скопировать с любого человека, который покажется вам необычным. Люди отнесутся к вам совершенно нормально - они же не знают, какой вы на самом деле. Ещё один вариант смены маски - вообще снять маску и стать самим с собой. Попробуйте вести себя на людях так же непринуждённо как вы вели бы себя будучи в одиночестве. Очень полезное упражнение для абстрагирования от собственной маски - необычные движения в общественном транспорте. Сидя в вагоне метро, электрички и т.д. (главное чтобы вас видели люди) производите периодически любые необычные движения -  пальцами рук или вращения головой или танец стопами ног (не один раз, а постоянно - это важно!). Исподволь наблюдайте за реакцией людей. 90% людей будут делать вид, что не замечают ничего необычного. Почему? Просто на них надета маска непроницаемости и недоступности.

Театральная студия «Палитра» приглашает в свой дружный коллектив.

Что надо помнить.

Все эти упражнения облегчают для вас задачу войти в состояние игры - Я ИГРАЮ ТАК КАК Я ХОЧУ И ТОГДА КОГДА Я ХОЧУ. Если вы будете регулярно о них вспоминать и тренироваться, вы сможете пользоваться состоянием игры в любое время, когда вам это потребуется. Поэтому в сложной ситуации, когда нужно сохранить её под контролем, вы сможете начать играть по своим правилам. Для этого надо сначала осознать, что это вам сделать необходимо, а затем, отстранивишись от эмоций, начать свою ИГРУ.

  Забудьте про стрессы! ЖИВИТЕ ИГРАЯ!

Владимир Сабельфельд.